Что такое информационный стиль: особенности, примеры, ошибки
Информационный стиль: секреты написания
Почему одни тексты люди читают и советуют друзьям, а другие даже не замечают? Информационный стиль помогает писать сильные тексты, которые выделяются из серой массы. Он учит общаться с читателем на равных, докапываться до сути.
Этот стиль формирует мировоззрение у авторов текстов: содержание важнее формы. Не нужно торопиться, писать шаблонами. Простота и честность – главное богатство этого стиля.
В конце статьи вы сможете скачать бесплатный чек-лист по написанию текстов для рекламы люксовых брендов.
Что такое информационный стиль?
Информационный стиль – это приёмы редактирования, которые меняют подачу материала. На выходе получается сильный текст. В конце статьи в качестве бонуса вы найдете бесплатный файл с мини-инструкциями по таким текстам для люксовых брендов. Также мы объясним, как применять полученные знания на практике.
Сильный текст цепляет читателя с первых строк и не разочаровывает в конце, а вдохновляет на действия. Такой текст побеждает энергичной подачей и пользой для читателя. Все мысли автора в сильном тексте доносятся так, что читатели их слышат и понимают. Критерии такого текста:
1. Краткость
Текст быстро доносит главную мысль. Для этого автор упрощает материал для читателя: убирает ненужные слова, которые мешают восприятию.
2. Ёмкость
Меньше слов, больше смысла. Каждое предложение доносит новую и полезную информацию.
3. Честность
Красивые фразы часто скрывают правду. Тексты информационного стиля побеждают фактами, а сложные непонятные термины имеют простое и понятное объяснение.
4. Уважение
Невозможно искренне помогать тому, кого не уважаешь. Уважение можно приравнять к заботе о читателях.
5. Ответственность
Понимание последствий за каждое сказанное слово – это и есть ответственность. Вспомните из истории, какую роль выполняли гонцы. Они проделывали долгий путь, чтобы сообщить важную весть. Например, что генерал приказал армии отступать. Нужно доносить мысль быстро, ясно и объективно.
6. Убедительность
Автор заинтересовывает читателей, вдохновляет на действия
7. Однозначность
В этом стиле никогда не встретить выражения «более 15 лет», «около тридцати человек». Будет – «16 лет», «30 человек».
8. Объективность
Информационный стиль использует максимум фактов и минимум эмоций.
В информативных статьях всегда выявлены и плюсы, и минусы, а все утверждения автор подтверждает данными. Читатель сам формирует мнение на основе предоставленных фактов.
9. Ясность
Автор помогает читателю делать выводы, объясняет сложные вещи простыми словами, рассматривает предмет со всех сторон.
10. Упорядоченность
- автор изучил предмет
- понятно объяснил сложные термины
- проработал структуру текста
- сделал выводы
Информационный стиль не универсален. Он прекрасно подходит для статей, заметок, продающих текстов, служебных писем. Но этот стиль не подходит для художественных произведений и любого эмоционального повествования.
Понимание читателя
Информационный стиль борется за победу смысла над формой.
Чтобы автор наполнял текст смыслом, он должен думать о пользе для читателя. Текст не принесёт пользы, если люди его не прочитают. Или прочитают, но не поймут. Или поймут, но двояко.
Примеры справа написаны в информационном стиле. Тексты в этом стиле понятные и ёмкие. Обобщения важно конкретизировать: не “мы – лучшие”, а “мы завоевали кубок в 2019, вошли в топ-20 в 2020 году”. Повторения, слова без смысла или не по теме – спутники пустословия.
6 правил читаемого текста
- Не отходить от темы.
- Одно предложение доносит одну мысль.
- Порядок слов строится по приоритету: главная мысль сначала, затем все остальные.
- Структура текста разнообразна. Списки, нумерация, картинки и таблицы поддерживают интерес.
- Абзацы делят текст логически: основная тема текста всегда включает много подтем. С каждой такой подтемы начинается абзац.
- В тексте нужна энергия. Для этого используйте глаголы действия, а слова связывайте легко друг с другом. Тогда тексты будут читать взахлёб.
- Важно естественное изложение материала. Нельзя бездушно редактировать текст – читатель должен чувствовать заботу и человеческое отношение.
Как играть словами?
Это предложение доносит до читателя сразу 8 новых мыслей:
Сложные формулировки нужно разбивать логически:
Мегаплан – программа для управления малым и средним бизнесом.
Помогает руководить командой, снижать затраты и улучшать сервис. Сделана в России.
В предложении ниже неверно выстроен порядок слов. Главная мысль – расшифровка термина стоит на втором месте. Всегда выносите на первый план то, что ищет читатель.
Перечитывайте написанный текст вслух. Если предложение сложно дочитать до конца – разбейте его на два. Мысли излагайте от простого к сложному. Абстрактное объясняйте конкретным.
Как научиться писать в информационном стиле
Теперь вы умеете отличать стили и можете сами создавать интересные тексты. Запомните главное правило информационного стиля – в тексте нужно предоставить полезную информацию. Сделать это автору бывает сложно по трём причинам.
Причина №1: Автор не владеет темой
Если автор не владеет темой, нужно начать с малого:
- убрать из текста все непонятные слова и приблизительные оценки.
- посмотреть статистику, проанализировать данные по теме и отразить их в тексте.
- найти источники, которые доступно объяснят все непонятное.
Вы не только овладеете темой, но и найдёте много новых интересных фактов и примеров. После этого термины и цифры нужно объяснить читателю.
Разберём на примере
В этой информации для читателя нет пользы. У него нет мотивации разбираться в незнакомых определениях, текст воспринимается сложно:
Нужно рассказать о кешбэках просто, с точки зрения выгоды для читателя:
Писать на сложные темы простым языком – целое искусство, зато тексты приносят больше пользы, чем заумные непонятные описания.
Причина №2: факты искажены в угоду автору
Популярный герой фильмов «Брат» и «Брат-2» Данила Багров утверждал, что сила в правде.
Честный рассказ всегда полезнее лжи. Когда адресат письма или автор текста скрывает правду, читатель чувствует фальшь.
Например, если:
- Слишком нарочитый, ненатуральный язык.
- Непоследовательные ошибки.
- Вкрадчивые маркетинговые намеки.
- Усердное продвижение лже-истории.
- Постоянный акцент на преимущества.
- Слова-маркеры
Вызывают ли доверие к тексту слова, перечисленные ниже?
«Действительно, вправду, по-настоящему, реально, гарантированный, клянусь, проверенный, стабильный, в любом случае, шокирующий, невероятный, все в ваших руках, вы узнаете прямо сейчас, изменить жизнь, наконец-то, прочтите, попробуйте, ничего не теряете.»
Эти слова больше похожи на инструменты для обмана читателей.
Причина №3: материал полезный, но тяжело воспринимается читателем.
В этом поможет редактура.
Редактура
1) Убрать лишнее в тексте
Есть группы слов, которые используются в разных стилях: художественном, публицистическом, разговорном, но в информационном мешают восприятию читателя. Поэтому их называют стоп-словами.
Стоп-слова нужно убирать из текста, чтобы основная мысль не терялась.
Штампы
Тексту мешают лишние союзы, модальные глаголы, лексические и синтаксические повторы. Например:
- Корпоративные штампы:
«индивидуальных подход», «высокий профессионализм», «лидирующая отрасль». - Газетные штампы:
«виновники торжества», «радостное волнение». - Бытовые штампы:
«честно говоря», «поживём-увидим», «головная боль для всех». - Канцеляризмы:
«в рамках проведения мероприятия», «целесообразность решения о выплате пособий».
Как можно заменить стоп-слова:
- Отглагольные существительные – глаголы действия
Реализовывать план по спасению – спасать. - Модальные глаголы– глаголы действия
Необходимо убедиться– убедитесь - Сослагательные наклонения в тексте всегда можно убрать:
Мне бы хотелось рассказать о многозадачности – многозадачность.
Чтобы вы сделали, если бы на вас напал менеджер – защита от менеджера.
2) Наполнить текст полезной информацией
Чтобы наполнить текст полезной информацией приводите факты и статистику.
Также полезную информацию доносит личный опыт автора, если он подходит к теме.
Личный опыт понятен читателю, потому что конкретные вещи можно представить в воображении.
Истории из жизни, трудности и способы их преодоления всегда приковывают взгляд:
«Когда я был руководителем, я использовал разные способы мотивации сотрудников».
А вот абстрактное лучше вводить в текст после того, как читатель увидел образы, развитие событий и готов прочитать теорию:
Система поощрений – это совокупность методов, которые позволяют справедливо оценить труд каждого работника…
Когда простое и сложное в тексте чередуется, а теория подкреплена примерами из жизни, любой материал легко осваивается.
3) Писать легко и понятно
Слова и мысли в статье нужно собрать правильно, чтобы текст функционировал.
Представьте, как вы будете пользоваться шкафом, если соберёте его неправильно? Ручки не будут открываться, по полкам невозможно разложить вещи. А внутри полно разного хлама, который закрывает доступ к нужным вещам.
Как писать продающие тексты в информационном стиле?
Писать продающие тексты в информационном стиле несложно. Нужно поставить себя на место клиента и понять, почему ему может понравиться товар. Перед написанием продающего текста, задаём себе несколько вопросов:
- Можем ли мы помочь клиенту?
- Какую его проблему мы решим?
- Как измениться его жизнь после покупки?
Ответы на эти вопросы станут основой для описания.
В продающем тексте вовсе не нужно «впаривать» товар. Клиентам важна объективность: плюсы и минусы товара, отзывы, основные характеристики.
Продающий текст сначала рассказывает о пользе товара, разговор с покупателем ведётся на равных. Затем товар или услугу обязательно нужно визуально продемонстрировать. После этого рассказываем о технических характеристиках товара или перечне всего, что входит в услугу.
Текст составляйте так, чтобы снять избавиться от сомнений покупателя.
Сомнение №1:
Вдруг подделка? — расскажите о компании, сделайте ссылку на отзывы о ваших товарах.
Сомнение №2:
Вдруг будут долго везти товар? – обозначьте, что доставка всегда под контролем, есть запасные курьеры, компания всегда идёт навстречу клиентам и доставляет товары в удобное время.
Сомнение №3:
Что если вещь сломается? – Прописывайте чёткий срок гарантии, условия обмена и возврата товара, адрес сервисного центра.
Сомнение №4:
Не слишком ли дорого я заплатил? – Демонстрируйте цены в сравнении с чем-либо:
- с ценами на товар в других интернет магазинах;
- со старой ценой до скидки;
с ценой за один товар и за три: делайте скидку за покупку сразу трех товаров. Если вы продаёте услуги, сделайте акцию «приведи друга и получи скидку!»
Ценность товара повысится, если перечислить элементы, которые входят в комплект с товаром. Покупатель лояльно относится к цене, если в подарок за покупку прилагается сувенир. Кроме этого, ценность товара повышается при быстром сервисе: мгновенное оформление заказа, быструю доставку.
Бонус
Информационный стиль является частью комплексного интернет маркетинга. Этот инструмент позволяет заставлять людей доверять компании. Например, в email-рассылке. Не ждите от неё слишком многого. При этом используйте принципы информационного стиля: присылайте полезную информацию, заботьтесь о покупателях.
Мы рассылаем письма в зависимости от того, читает ли их клиент. Делимся нашей системой рассылки.
Информационный стиль – это не только сжатый и лаконичный текст. Его суть в том, чтобы приносить пользу. Если мы продаём, то честно сообщаем, как обстоят дела с доставкой, гарантиями, чем товар так хорош. Если пишем служебное письмо – излагаем суть дела, а не размытые формулировки. Если пишем статью – находим интересный материал, разбираемся в проблеме.
Скачайте чек-лист по написанию текстов для рекламы люксовых брендов
Скачать файлИнформационный стиль требует предварительной подготовки перед написанием текста, но читатели это ценят. Интересный контент сайта привлекает постоянную аудиторию, вызывает доверие. Авторы, которые пишут в информационном стиле, умеют быстро извлекать суть из любого процесса, отделяют главное от второстепенного.
Пробуйте писать в информационном стиле. Это поможет увидеть ошибки, которые раньше были скрыты, двигаться дальше. Когда вы ищете действительно полезную информацию, приходит понимание, почему люди одни статьи читают, а другие пролистывают.
Каждый ищет для себя ответ на вопрос: поможет ли эта статья изменить жизнь к лучшему, хороши ли эти советы.
Попробуйте написать любой текст в информационном стиле и ответьте на следующие вопросы:
Все ли слова понятны читателю?
Чем полезен материал?
Какую функцию выполнил текст: образовательную, развлекательную, информирующую, мотивирующую.
Полезный текст мотивирует на изменения к лучшему.